Детский сад № 67 "Улыбка" город Тамбов

Консультация для педагогов: "Педагогическое наблюдение за двигательной активностью."

Вопрос о разработке средств оптимизации двигательной активности детей 3-4 лет стоит достаточно остро в педагогической науке и практике. Решающее значение в формировании растущего организма принадлежит двигательной активности как фактору, стимулирующему повышение возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей. Однако на практике естественная потребность ребенка в движении удовлетворяется не всегда. Для него потеря в движении - потеря в развитии, здоровье, знаниях.Наиболее приемлемой формой диагностики и педагогического сопровождения развития двигательной активности дошкольников является педагогическое наблюдение. Основополагающим условием педагогического наблюдения является выработка критериев развития тех или иных показателей двигательной активности ребенка младшего дошкольного возраста. При построении схем наблюдения, связанных с двигательной активностью, следует учитывать, что результаты исследований и воздействий делятся на прямые показатели и медиаторы (переменные посредники). Прямые показатели (пульсометрия, шагометрия, хронометраж) дают возможность количественно оценить ход и результаты развития двигательной активности, а медиаторы обеспечивают качественную характеристику, делая исследование детальным, подробным и интересным с практической точки зрения. Если количественные показатели можно получить в результате тестирования, то качественные помогают раскрыть педагогическое наблюдение.Двигательная активность реализуется через движения и двигательные действия. В отличии от движений, которые могут быть непроизвольными, двигательные действия по механизму возникновения всегда произвольны, преднамеренны и, следовательно, мотивированы. Выделяются предметные двигательные действия (манипуляции), продуктивные действия, действия по перемещению тела (локомоции), действия по установке и поддержанию позы, коммуникативные действия. Все они характеризуют особенности двигательной активности и моторного развития ребенка.Проводимые наблюдения, связанные с двигательной активностью, показали, что дети нуждаются в помощи взрослого и организовать свою деятельность могут лишь с его участием. В играх дети любят имитировать езду на автомобиле. Способность к имитации – важный аспект при формировании двигательной активности, она дает возможность стимулировать двигательную активность за счет подражания поведению животных и людей, трудовой деятельности взрослых, что важно при дальнейшем проектировании процесса развития двигательной активности ребенка.В процессе наблюдения было выявлено, что важнейшим педагогическим условием развития двигательной активности младшего дошкольника является организация предметно-развивающей среды. Анализ результатов показал, что наиболее предпочтительными предметами для игр являются мелкие игрушки, фигурки животных, конструктор, пазлы, автомобили итд.Дети предпочитают играть с ними, сидя за столами или на ковре.Весьма бедны и виды передвижений. Преобладают бег и ходьба, тогда как ползание и лазанье практически не входит в арсенал передвижений детей, а оно для них еще очень актуально. Костно-мышечный аппарат младших дошкольников пока не сформировался и очень слаб вследствие недостаточного развития мышечной системы и при неравномерной нагрузке может приводить к нарушениям осанки и плоскостопию. Передвижения в виде ползаний и подлезаний удовлетворяют потребность ребенка в движении. Они помогают реализовать его двигательную активность и одновременно снизить нагрузку на костно-мышечную систему.Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости активизации в двигательном режиме младших дошкольников лазанья и ползания. Следовательно, наблюдение - не только эффективный диагностический метод, но и средство выбора педагогами актуальных методов оптимизации двигательной активности младших дошкольников.
9 декабря 2013 в 11:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.